Женская жизнь
Женская жизнь Все статьи Читаемые статьи О проекте
Женская жизнь | Семья и дети

Дети с отклонениями в развитии

Дети с отклонениями в развитии

Словосочетание «дети с отклонениями в развитии» переводится на английский язык как «children with abnormal behavior, problem children». Иногда отклонения в психическом развитии детей могут быть вызваны сенсорными нарушениями, это глухота, слепота, тугоухость и слабовидение- поражениями центральной нервной системы, то есть умственная отсталость, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи и задержка психического развития. Отклонения в развитии могут выступать и в сочетании нескольких видов у одного ребенка.

Все отклонения в психическом развитии детей возникают с момента рождения, если произошло внутриутробное поражение и с момента возникновения дефекта, если поражение является приобретенным в процессе болезни.

Все нарушения делятся на:

  • Первичные нарушения. В эту группу входит снижение зрения, слуха, интеллекта. Данный вид отклонений влечет за собой вторичные отклонения и нарушения третьего порядка. При разных первичных причинах отклонений в младенческом возрасте вторичные отклонения будут иметь подобные проявления.
  • Вторичные отклонения. Они носят системный характер, при этом вся структура психического развития меняется.

Каким бы ни был характер первичного нарушения, всегда наблюдается отставание в сроках формирования психических функций, а также замедленный темп их развития и качественные отклонения в развитии. В итоге ни один вид детской деятельности не формируется в положенное время, это игровая, продуктивная и предметно-манипулятивная деятельность. Например, предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей у детей со слабым слухом к 5 годам, в то время как у обычных детей это происходит в возрасте 2-3 лет. У умственно-отсталых детей эта функция появляется лишь 7-8 годам.

У таких детей наблюдаются отклонения в развитии всех процессов познания и восприятия, это и наглядное мышление и словесно-логическое мышление. Также нарушается развитие процесса общения в своей возрастной группе, дети не могут усвоить общественный опыт, то есть не понимают речь, не могут подражать и действовать по образцу или словесной инструкции.

Дефекты в речи наблюдаются абсолютно у всех детей с отклонениями. Речь может либо отсутствовать совсем, или развиваться с опозданием и иметь существенные дефекты, такие как аграмматизмы, нарушения в произношении, бедность семантики и лексики. В некоторых случаях речь будет более развитой, но при этом она станет бессодержательной или пустой.

Также следует отметить, что отклонения в психическом развитии ребенка могут быть вызваны и незначительными нарушениями, которые не сразу бросаются в глаза. Например, снижение слуха до шепота при сохранности восприятия голоса в нормальном тембре может привести к речевому недоразвитию.

Иногда задержка психического развития, которая препятствует нормальному обучению ребенка в школе, появляется в результате перенесенных болезней или травм различной степени тяжести, это может быть родовая травма, тяжелая инфекция и так далее.

Развитие детей с отклонениями не отличается от развития обычных детей

Развитие ребенка с отклонениями имеет те же процессы и закономерности, что и развитие обычных детей. И это утверждение является основанием для оптимистичного подхода к возможностям в обучении и воспитании.

Для того чтобы развить ребенка с отклонениями в нужной мере, требуется специальное педагогическое воздействие, которое имеет коррекционную направленность и учитывает специфику дефекта.

С помощью специального педагогического воздействия происходит преодоление и предупреждение вторичных дефектов. В отличие от первичных нарушений, вторичные отклонения имеют органический характер и требуют медицинского вмешательства, после чего легко поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогики можно достигнуть значительной компенсации различных функций, а именно: замещения нарушенной функции или ее полного восстановления.

Отечественная коррекционная психология показывает, что спонтанная компенсация дефекта не помогает восстановить функции, например, нарушение слуха нельзя компенсировать с помощью интенсивного развития зрительной функции, напротив, у ребенка проявится недоразвитие зрительного восприятия. Также и нарушение зрения не приведет к усилению в развитии тактильного или двигательного восприятия. Поэтому не стоит мучить и так обреченных на муки детей, а стоит обратиться к хорошим специалистам в области развития детей с отклонениями.

Чтобы развитие пошло в нужном направлении и сроки его не затянулись, начать корректировать отклонения нужно как можно раньше. Также сильное влияние здесь имеет и содержание развивающих программ и методы коррекционной работы. Водите чаще детей к врачам, так как чем раньше обнаружится отклонение, тем быстрее вы сможете с ним справиться.

Размещено: 23.09.2013 04:25 | Просмотры: 494
Категория: Семья и дети
Источник: vsewomens.ru

© 2012 - 2018 Женская жизнь Все права защищены.

обработано за 0.035 сек. | Работает на CMS WebCountry ®